+ 7 (727) 261 76 40
info@conservatoire.kz

Музыковедение

Требования для поступающих в магистратуру по специальности
6M040100 – МУЗЫКОВЕДЕНИЕ


  І. ТЕСТИРОВАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

  ІІ. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

  К сдаче экзамена допускаются после сдачи тестирования по английскому языку и набора проходного балла (научно-педагогическое направление – 50 баллов, профильное – 30 баллов).
  Билеты содержат по три вопроса: по теоретическим дисциплинам; по истории зарубежной музыки; по истории казахской музыки.
  Вопросы по теории музыки
1.    Общая характеристика полифонии строгого письма.
2.    Атональность нововенской школы.
3.    Категория жанра в музыке.
4.    Хроматическая  тональность в музыке ХХ века (принципы структурно-функиональной организации).
5.    Модальная гармония (в доклассической и современной музыке).
6.    Современная теория сложного контрапункта.
7.    Взаимодействие гомофонии и полифонии в музыке европейского классицизма.
8.    Монодийные музыкальные системы (типология, основные принципы и конструктивные черты).
9.    Элементы музыкального языка. Мелодика. Гармония. Метр и ритм. Фактура.
10.Классификация музыкальных форм: основные виды.
11.Виды программности, жанры и формы программных произведений.
12.Большая полифоническая форма в композициях XVIII-XX вв.; ее структурные разновидности и функции.
13.Полифонический цикл: типология, композиционные, художественные и стилевые черты формы. Историческая эволюция циклов «Прелюдий и фуг» от эпохи раннего барокко до современности.  
14.Формы полифонии в музыке ХХ века.
15.Основные категории и типы ладовой системы.
16.Аккорд: этапы эволюции.
17.Тональности и проблемы тонального родства.
18.Натуральные и альтерационные лады.
19.Фонизм и фонические функции.
20.Фактура, ее виды и функции. 

Вопросы по истории зарубежной музыки

1.         Национальные композиторские школы эпохи романтизма.

2.         Эстетические принципы, законы драматургии, музыкальный язык венской классической школы.

3.         Музыкально-критическая деятельность Гофмана, Шумана, Листа, Швейцера.

4.         Песенный симфонизм Г.Малера.

5.         Русская музыкальная культура на рубеже XIX-XX в.

6.         Эстетические принципы «Могучей кучки» как отражение идеологии общественного движения 60-70 гг. XIX века.

7.         Панорама развития зарубежной музыкальной культуры XX-XXI вв. Основные художественные течения, направления.

8.         Балет в творчестве зарубежных композиторов XX века.

9.         Фуга Баха в контексте культуры Барокко.

10.     Оперы и балеты Р.Щедрина.

11.     Оперные реформы Глюка и Моцарта.

12.     Оперная реформа Р.Вагнера: основные принципы, ключевые произведения.

13.     Итальянская оперная школа: основные стили, жанры, школы.

14.     Эволюция симфонического жанра в западно-европейской музыкальной культуре.

15.     История развития кантатно-ораториального жанра.

16.     Камерно-инструментальное трио в западно-европейской и русской музыке.

17.     Значение джаза в формировании характерных признаков американской академической музыки.

18.     Эстетические принципы «Les Six» (французской шестерки) и их отражение в творчестве.

19.     Массовая музыкальная культура ХХ-XXI веков.

20.     Оперное творчество П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова.

 

Вопросы по истории казахской  музыки

1.    Музыкальное наследие Абая Кунанбаева, его музыкально-поэтическая реформа.

2.    Особенности индивидуального стиля Курмангазы.

3.    Жанровая система казахского музыкального фольклора.

4.    Творческая деятельность А.Жубанова в развитии музыкальной культуры Казахстана.

5.    Обрядовый фольклор казахов.

6.    Национальные традиции в творчестве М.Тулебаева.

7.    Уникальность и особенности творчества Даулеткерея.

8.    Эпическая традиция казахов.

9.    Творчество Таттимбета и ключевые особенности традиции шертпе.

10.Трактаты о музыке Аль-Фараби.

11.Казахское традиционное исполнительство (инструментальное, песенное и эпическое) в  XIX-XX вв.

12.Казахская народно-профессиональная песня (Генезис. Эстетика. Семантика).

13.Казахская опера в свете эволюции жанра.

14.Кобызовая музыка в контексте казахской традиционной музыки.

15.Проблемы изучения народных музыкальных инструментов.

16.Эстетика народно-профессионального искусства и творчество Биржан-сала Кожамкулова.

17.Казахская традиционная инструментальная музыка. Ключевые школы и традиции.

18.Казахская симфоническая музыка в творчестве композиторов ХХ века.

19.Каратауская школа в системе традиционной казахской музыки.

20.Камерно-инструментальное творчество в музыке казахстанских композиторов.

 

Письменная работа (по выбору поступающего):

задача по гармонии;

простая трехголосная фуга;

нотная расшифровка аудиозаписи кюя или песни.

Время написания – 4 академических часа.


ІІІ. ЗАЩИТА РЕФЕРАТА ПО ТЕМЕ ПЛАНИРУЕМОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Требования, предъявляемые к реферату:

1.    Тема и содержание исследования должны соответствовать профилю специальности;

2.    Реферат выполняется на казахском или русском языках;

3.    Сведения, необходимые для отражения в реферате:

- обоснование необходимости проведения данной научно-исследовательской работы, актуальность и новизна темы;

- формулировка объекта, предмета, цели и задач исследования;

- анализ последних публикаций и исследований, нерешенная часть проблемы;

     - ожидаемый результат, практическая значимость исследования.

4.    К реферату прилагается список использованной литературы с указанием полных выходных данных источников (название, место и год издания, количество страниц);

5.    Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны);

6.    Цитатный материал не должен превышать 20 % от общего объема текста реферата;

7.    Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата;

8.    Объем реферата – не менее 15 страниц;

9.    Текст следует печатать через 1 интервал, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, верхнее – 20мм, левое – 30мм, нижнее – 20мм. Страницы нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют справа нижней части листа (кроме первой страницы).

Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, музыкальному фольклору или методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.