Вокальное искусство

ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ

В МАГИСТРАТУРУ

6М040300 – ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Тестирование по иностранному языку оценивается по 100-балльной системе. Минимальный проходной балл составляет 50.

 Максимальная оценка за Творческий экзамен по специальности составляет 50 баллов.


Оценка «отлично»:

Абитуриент должен показать яркие музыкальные данные, исполнительские способности, чувство стиля, культуру исполнительского интонирования.

Оценка «хорошо»:

Исполнение абитуриента осмысленно, точно прочитан авторский текст, стилистически выдержан. Но при этом он не демонстрирует технической свободы, исполнение не отличается разнообразием и качеством.

Оценка «удовлетворительно»:

Слабое понимание стилистики и содержания исполняемых сочинений, недостаточное владение выразительными средствами музыкального интонирования (интонация, слух, фразировка, ритм).

Оценка «неудовлетворительно»:

Отсутствие выдержки, инициативы, ритмической воли, слабое владение техническими и художественными средствами интонирования, несоответствие программы необходимому уровню для поступления.

 

Максимальная оценка за защиту реферата составляет 50 баллов.


Оценка «отлично»:

Абитуриент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы.

Оценка «хорошо»:

Абитуриент хорошо формулирует цели и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса.

Оценка «удовлетворительно»:

Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы.

Оценка «неудовлетворительно»:

Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности.

 

І. ТЕСТИРОВАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ІІ. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

К сдаче экзамена абитуриенты допускаются после сдачи тестирования по английскому языку и набора проходного балла (научно-педагогическое направление – 50 баллов, профильное – 30 баллов).

Сольная программа должна показать исполнительские компетенции поступающего. Продолжительность выступления не менее 30-40 минут.

 

Исполнение программы

Специализация «Оперное пение»

·         старинная ария;

·         ария из оперы зарубежного композитора;

·         ария из оперы композиторов Казахстана;

·         романс зарубежных композиторов;

·         романс русских композиторов;

·         романс композиторов Казахстана;

·         народная песня.

 

Специализация «Камерное пение»

- старинная ария;
- часть камерно-вокального цикла зарубежного композитора;
- часть камерно-вокального цикла казахстанского композитора;
- романс зарубежных композиторов;
- романс русских композиторов;
- романс композиторов Казахстана;
- народная песня.

 

КОЛЛОКВИУМ  

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Экзаменационные вопросы:

1.     Определение типа голоса и его значение в процессе постановки голоса.

2.     Роль дыхания в образовании певческого звука, певческий вдох и выдох, типы дыхания.

3.     Работа гортани в пении, положение гортани в пении.

4.     Задачи вокального педагога и требования предъявляемые к нему.

5.     Типовые особенности нервной системы и их роль в процессе формирования певца.

6.     Резонатор. Значение резонансных ощущений в процессе пения.

7.     Принципы начального обучения пения.

8.     Работа голосового аппарата в пении и в речи.

9.     Понятие «опоры» звука и «опоры» дыхания.

10.   Что такое «примарный» тон? В каком участке диапазона он находится у различных типов голосов?

11.    Процесс «прикрытия» звука.

12.    Дефекты голосообразования и природа их происхождения.

13.    Гласные звуки в речи и в пении.

14.    Понятие регистра. Место регистровой ломки у различных типов голосов.

15.    Особенности организации ротоглоточного канала в пении.

16.    Определение «высокой позиции» певческого голоса. Пути ее достижения.

17.    Роль и развитие вокального слуха.

18.    Чем отличаются определения медиума и микста?

19.    Фонетический метод воспитания певца.

20.    Основные принципы вокальной педагогики.

21.    Виды вокализации (кантилена, беглость, филировка, трель).

22.    Требования, предъявляемые к педагогу – вокалисту на современном этапе.

23.     Становление и развитие вокальной школы в Казахстане.

24.     Основоположники казахского вокального искусства на раннем этапе.

25.     Вокальное искусство Казахстана на современном этапе.


   ІІІ. ЗАЩИТА РЕФЕРАТА

Требования, предъявляемые к реферату:

1. Тема и содержание исследования должны соответствовать профилю специальности;

2. Реферат выполняется на казахском или русском языках;

3. Сведения, необходимые для отражения в реферате:

- обоснование необходимости проведения данной научно-исследовательской работы, актуальность и новизна темы;

- формулировка объекта, предмета, цели и задач исследования;

- анализ последних публикаций и исследований, нерешенная часть проблемы;

- ожидаемый результат, практическая значимость исследования.

4. К реферату прилагается список использованной литературы с указанием полных выходных данных источников (название, место и год издания, количество страниц);

5. Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны);

6. Цитатный материал не должен превышать 20 % от общего объема текста реферата;

7. Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата;

8. Объем реферата – не менее 15 страниц;

9. Текст следует печатать через 1 интервал, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, верхнее – 20мм, левое – 30мм, нижнее – 20мм. Страницы нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют справа нижней части листа (кроме первой страницы).

Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, музыкальному фольклору или методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.

 

Экзаменационные вопросы:

1.   Определение типа голоса и его значение в процессе постановки голоса.

2.   Роль дыхания в образовании певческого звука, певческий вдох и выдох, типы дыхания.

3.   Работа гортани в пении, положение гортани в пении.

4.   Задачи вокального педагога и требования предъявляемые к нему.

5.   Типовые особенности нервной системы и их роль в процессе формирования певца.

6.   Резонатор. Значение резонансных ощущений в процессе пения.

7.   Принципы начального обучения пения.

8.   Работа голосового аппарата в пении и в речи.

9.   Понятие «опоры» звука и «опоры» дыхания.

10. Что такое «примарный» тон? В каком участке диапазона он находится у различных типов голосов?

11. Процесс «прикрытия» звука.

12.  Дефекты голосообразования и природа их происхождения.

13.  Гласные звуки в речи и в пении.

14. Понятие регистра. Место регистровой ломки у различных типов голосов.

15. Особенности организации ротоглоточного канала в пении.

16. Определение «высокой позиции» певческого голоса. Пути ее достижения.

17.  Роль и развитие вокального слуха.

18. Чем отличаются определения медиума и микста?

19. Фонетический метод воспитания певца.

20. Основные принципы вокальной педагогики.

21. Виды вокализации (кантилена, беглость, филировка, трель).

22. Требования предъявляемые к педагогу – вокалисту на современном этапе.

23. Становление и развитие вокальной школы в Казахстане.

24. Основоположники казахского вокального искусства на раннем этапе.

25. Вокальное искусство Казахстана на современном этапе.