info@conservatoire.kz

афиша

Духовный стержень казахстанского общества (отклик на статью Н. А. Назарбаева "Семь граней Великой степи")

В условиях идейного разброда и шатаний в головах многих моих соотечественников, которые "за деревьями не видят леса", программная статья Н.А. Назарбаева "Семь граней Великой степи" дает нам ориентиры цивилизационного развития казахстанского общества, движения вперед. Как говорил К. Маркс, "идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой". Без веры в самом широком смысле слова не может выжить ни один народ. Тем более не может успешно развиваться. Для светского государства, каковым является Казахстан, объединяющей общество идеей является сегодня "Рухани жаңғыру". Дальнейшим развитием Программы модернизации сознания и стала статья Президента РК "Семь граней Великой степи".

            В официальной науке сложился европоцентристский взгляд на историю и культуру тюрков. Слово “кочевник” ассоциируется у европейцев с цыганами, без роду и племени кочующими в жалких кибитках. А у кочевников, в частности, у казахского народа, была и есть своя Родина - Великая степь с её несметными богатствами. Ещё Ч. Валиханов писал: “В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспорядочных дикарей; понятие о кочевом… киргизе тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем, большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказания - письменные или устные…”. Как справедливо отметил глава государства, "главное, спокойно и объективно понять нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты".Новейшие научные данные свидетельствуют, что производящее хозяйство зародилось именно в Древнем Туране, где находились богатейшие залежи яшмы, из которого в каменном веке научились получать микролиты для изготовления высокосовершеннейших вкладышевых орудий труда.В статье отмечено, что исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории.Как справедливо отметил глава государства, "главное, спокойно и объективно понять нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты".

            Исторический путь каждого народа по-своему уникален и своеобразен.

Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём? Эти вопросы занимали человечество во все времена.Глава государства в своей программной статье конкретизирует эти вечные для человечества вопросы еще одним: "Какой вклад мы внесли в историю мировой культуры?"

            Если наши предки внесли решающий вклад в мировую цивилизацию, то перед нами, одними из потомков древних тюрков, стоит задача не только осмыслить свое славное прошлое, но и подняться на новый уровень цивилизационного развития. Задача амбициозная, но у нее есть адресат - наше молодое поколение. К нему и обращен, прежде всего, пафос этой программной статьи.

В статье подчеркивается, что "речь идет об истории Казахстана, которая является общей для многих этносов, проживающих на нашей территории длительное время. Это наша общая история, вклад в которую внесли многие выдающиеся деятели разной этнической принадлежности". Но все же идея национального единства основана на консолидации казахстанского общества вокруг этнического большинства, то есть стержнем казахстанской модернизации должно стать объединение всех этносов вокруг казахского этноса.В нашей стране проблема поиска места в глобальном пространстве, которое было бы наиболее приемлемым, касается всех этносов, считающих Казахстан своей родиной. Однако для казахского этноса эта проблема особенно актуальна в силу преследовавшего казахов в течение десятилетий "кризиса идентичности".В этих условиях для возрожденного Казахстана ключом к сбережению нации, стабильности общества, национального единства и общественного согласия является ориентир на богатое историческое и культурное наследие казахского этноса как тюркского.

Модернизация исторического сознания будет проводиться через семилетнюю программу «Архив-2025». Это своеобразное продолжение «Мадени мура». Но, как отметил Глава государства, на этот раз инициируются фундаментальные исследования как отечественных, так и зарубежных архивов. Необходимо не только собрать по крупицам исторические факты, касающиеся нашего народа, но и сохранить их в цифровом формате.

            Н.А. Назарбаев призывает мировое сообщество принять участие в исследовании культурно-исторического наследия степной цивилизации. Работа «Семь граней великой степи» обращена не только к казахстанскому народу, но и широкой международной общественности - академическим кругам, историкам, деятелям культуры и искусства, специалистам в области музейного и архивного дела, журналистам.

            Но, как известно, нет пророков в своем Отечестве… В нашей стране есть, наряду с такими маститыми учеными, как А. Маргулан, К. Байпаков, К. Акишеви др., ученые-энтузиасты, которые десятилетиями ведут свою исследовательскую работу в области древней истории тюркских народов на собственные средства, не получая государственной поддержки. В их числе, например, историк А.К. Нарымбаева, автор нескольких книг по истории прототюрков. В рамках предложенного главой государства проекта «Тюркская цивилизация: от истоков к современности» исследовательская работа таких ученых-энтузиастов может получить официальную поддержку.

            Для нас, коллектива преподавателей и студентов Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, особенно близок проект, связанный с предстоящим выпуском сборника «Древние мотивы Великой степи» – коллекции значимых произведений, созданных для традиционных казахских музыкальных инструментов: кобыза, домбры, сыбызгы, сазсырная и других.
            Как подчеркнуто в программной статье Главы государства, "фольклор и мелодии Великой степи должны обрести «новое дыхание» в современном цифровом формате. Для работы над этими проектами важно привлечь отечественных и иностранных профессионалов, способных не только систематизировать, но и актуализировать богатое наследие Степи".

 

 

Т.М. Сатыбалдина, профессор

кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Казахской национальной консерватории им. Курмангазы,

Почетный работник образования РК

вернуться в альбомы