info@conservatoire.kz

Инструментальное исполнительство

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В PHD

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

8D040200 – ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

Приём лиц в докторантуру осуществляется при обязательном наличии международного сертификата владения иностранным языком.

 

І . ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Исполнение на экзамене представляет собой свободную концертную программу не менее 40 минут, включающую сочинения разных стилей и эпох, в том числе – произведение казахстанского композитора.

 

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН

 

Устный ответ по билету

Билеты содержат по два вопроса: по истории и теории музыки; по специальности.

Вопросы по истории и теории музыки:

1.       Категория жанра в музыке.

2.       Общая характеристика полифонии строгого письма.

3.       Элементы музыкального языка. Мелодика. Гармония. Метр и ритм. Фактура.

4.       Классификация музыкальных форм: основные виды.

5.       Виды программности, жанры и формы программных произведений.

6.       Формы полифонии в музыке ХХ века.

7.       Фактура, ее виды и функции.

8.       Национальные композиторские школы.

9.       Эстетические принципы, законы драматургии, музыкальный язык венской классической школы.

10.   Русская музыкальная культура на рубеже XIX-XX вв.

11.   Панорама развития зарубежной музыкальной культуры XX-XXI вв. Основные художественные течения, направления.

12.   Эволюция концертного жанра в казахской музыкальной культуре.

13.   История развития песенного жанра казахского народа (ХІХ в.).

14.   Массовая музыкальная культура ХХ-XXI веков.

15.   Оперное творчество П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова.

16.   Музыкальное наследие Абая Кунанбаева, его музыкально-поэтическая реформа.

17.   Жанровая система казахского музыкального фольклора.

18.   Творческая деятельность А.Жубанова в развитии музыкальной культуры Казахстана.

19.   Обрядовый фольклор казахов.

20.   Национальные традиции в творчестве С.Мухамеджанова.

21.   Трактаты о музыке Аль-Фараби.

22.   Казахская опера в свете эволюции жанра.

23.   Казахская традиционная инструментальная музыка. Ключевые школы и традиции.

24.   Казахская симфоническая музыка в творчестве композиторов ХХ века.

25.   Камерно-инструментальное творчество в музыке казахстанских композиторов.

Вопросы по специализации:

1.       Выдающиеся исполнители ХХ века (в избранной специальности).

2.       Ключевые исследования и труды по избранной специальности.

3.       Исполнительский стиль Барокко (в избранной специальности).

4.       Исполнительский стиль в контексте классицизма (в избранной специальности).

5.       Романтические тенденции в исполнительстве (в избранной специальности).

6.       Композиторские техники ХХ века и исполнительское мастерство (в избранной специальности).

7.       Камерно-ансамблевые формы музицирования (в избранной специальности).

8.       Особенности работы над совершенствованием профессиональных навыков (в избранной специальности).

9.       Проблемы формирования и развития артикуляционно-штриховой культуры (в избранной специальности).

10.   Импровизационность в исполнительском искусстве (в избранной специальности).

11.   Особенности музыкально-педагогического процесса высшего образования (в избранной специальности).

12.   Особенности музыкально-педагогического процесса среднего профессионального образования (в избранной специальности).

13.   Особенности музыкально-педагогического процесса начального образования (в избранной специальности).

14.   Виды работы исполнителя над музыкальным произведением.

15.   Основные этапы работы над музыкальным произведением.

16.   Обзор основных исполнительских коллективов и культурных заведений страны.

17.   Интерпретация как феномен художественного мышления.

18.   Личностные аспекты в формировании интерпретации произведения.

19.   Интерпретация в истории исполнительского искусства (в избранной специальности).

20.   Выдающиеся исполнители Казахстана.

21.   Исполнительская школа Казахстана (в избранной специальности).

22.   Современное музыкознание Казахстана.

23.   Произведения композиторов Казахстана в исполнительском репертуаре (в избранной специальности).

24.   Классификация музыкальных инструментов. Особенности конструкции и звукоизвлечения инструмента по избранной специальности.

25.   Профессиональные компетенции исполнителя в системе высшего образования.  

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

 

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл составляет 25.

 

45-50 баллов  -  оценка «отлично»:

Претендент демонстрирует творческую индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическую свободу, волевые качества, артистический темперамент. Присутствует зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения. Исполнение программы предусматривает виртуозную свободу, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента. Важным является умение продумать организацию процесса исполнения во времени, выразительности ритма, понимания закономерностей агогики. Претендент обладает художественным вкусом и культурой исполнения, знает исполнительские традиции.

Во время устного экзамена – претендент знает основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимает содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знает биографические данные и особенности творчества их авторов. Демонстрирует широкую эрудицию в области музыкального искусства, общекультурный уровень, теоретические знания, связанные с историей искусства и культуры, а также знания по основным направлениям развития истории искусства, науки, религии, философии.

36-44 баллов - оценка «хорошо»:

Претендент показывает яркие музыкальные данные, точное прочтение авторского текста, стилистически выдержанное исполнение, умение интонировать, выполнять различные штрихи и т.д. Но при этом не демонстрирует технической и интерпретационной свободы, недостаточно четко владеет различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, ровности исполнения.

При устном экзамене знания абитуриента конкретны, логика изложения материала ясная и убедительная. Однако слабо ориентируется в вопросах истории и теории музыки, недостаточно осведомлен о ключевых тенденциях музыкознания, не самостоятелен в формулировках, не умеет системно мыслить.

25-35 баллов  - оценка «удовлетворительно»:

Претендент демонстрирует слабое понимание стилистики и содержания исполняемых сочинений, недостаточно владеет важнейшими средствами музыкально–художественного исполнения: точностью прочтения музыкального текста, чистотой и выразительностью интонации, ритмической четкостью, разнообразием вибрации, правильным подбором аппликатуры, соблюдением динамики, фразировки, построением формы художественного произведения.

При устном ответе на вопросы проявляет слабое владение навыками анализа формы произведений, драматургии, тонального плана. Отсутствует логичность в изложении материала, знания методологии, истории и теории музыкального искусства.

0-24 баллов - оценка «неудовлетворительно»:

Претендент демонстрирует плохое владение нотным текстом, слабое владение техническими и художественными средствами интонирования. Представленная программа не соответствует необходимому уровню для поступления в докторантуру.

 При устном ответе проявляется отсутствие знаний по теории и истории музыки, отсутствие навыков целостного анализа произведений.

 

ІІ. ЗАЩИТА РЕФЕРАТА

 

Требования, предъявляемые к реферату:

1.     Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности.

2.     Реферат выполняется на казахском или русском языках.

3.     Объем реферата – не менее 20-25 страниц.

4.     Сведения, которые необходимо отразить в реферате:

·        актуальность и новизна темы;

·        формулировка объекта, предмета, цели и задач работы;

·        методология исследования;

·        степень изученности темы исследования;

·        ожидаемый результат, практическая значимость исследования;

·        список использованных источников (не менее 30) с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц).

5.     Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны).

6.     Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объёма текста реферата.

7.     Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата.

8.     Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа.

 

Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, проблемам исполнительства, методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

 

Максимальная оценка за защиту реферата по специальности составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл составляет 25.

 

45-50 баллов  -  оценка «отлично»:

Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы.

36-44 баллов - оценка «хорошо»:

Претендент хорошо формулирует цели и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса.

25-35 баллов  - оценка «удовлетворительно»:

Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы.

0-24 баллов - оценка «неудовлетворительно»:

Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА:

 

1.     Программа вступительного экзамена предоставляется до конца приема документов, со ссылкой на YOUTUBE канал техническому секретарю вступительного экзамена, который в свою очередь оправит членам комиссии для предварительного ознакомления;

2.     График и порядок исполнения вступительного экзамена технический секретарь заранее отправит претендентам;

3.     Подсчет баллов будет проведен после всех прослушиваний.  Общий балл отправляется ответственному секретарю вступительных экзаменов консерватории.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПО ЗАПИСИ ВИДЕО:

 

1.     Видеосъемка должна производиться без остановок, с начала и до конца исполнения произведения. Допускаются паузы в записи между произведениями. Не допускается использование видеомонтажа соединения несколько отрывков в исполнении одного произведения. Во время исполнения программы, на видео, должны быть отчётливо видны руки, инструмент и лицо исполнителя.

2.     Допускается любительский формат при соблюдении всех остальных требований вступительного экзамена. В случае несоответствия видеозаписи техническим требованиям, присланное видео рассматриваться не будет.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОТПРАВКЕ ВИДЕО

 

1.     Абитуриент должен отправить ссылку на видео на почту aizhan-almaty@mail.ru с открытым доступом на видео до конца процесса вступительных экзаменов;

2.     В письме со ссылкой на видео, абитуриент должен указать: ФИО, исполняемую программу, кафедру куда поступает, копию удостоверения личности, контактные данные (в случае проблем со ссылкой или видео);

3.     В описании к видео указать ФИО и исполняемую программу.

 

По всем вопросам обращаться к секретарю предметной комиссии Бекеновой Айжан +7 707 119 0787.