info@conservatoire.kz

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: «8D02101 – МУЗЫКОВЕДЕНИЕ»


 

Приём лиц в докторантуру осуществляется при обязательном наличии международного сертификата владения иностранным языком.

 

1.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Творческий экзамен по специальности включает устный ответ по билету и письменную работу.

 

Устный ответ по билету

Билеты содержат по три вопроса: по историческим дисциплинам (история зарубежной музыки, история современной музыки, история казахской музыки); теоретическим дисциплинам (теория музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений); по литературе.

Вопросы по истории музыки:

1.        Эволюционное музыкознание как актуальное направление современной науки.

2.        Музыкальная археология и её роль в обновлении представлений о ранней истории музыки.

3.        Античные системы нотации: клинописная хурритская, буквенная греческая, китайская.

4.        Пифагор и его музыкально-теоретическая система.

5.        Боэций и его музыкально-теоретическая система.

6.        Система григорианских песнопений и опыты реконструкции раннехристианского интонирования в XX-XXI веках.

7.        Устный и письменный профессионализм в европейской музыке XIII-XV веков.

8.        Ренессанс и Барокко – трансформация композиционного мышления и жанровой системы в XVI-XVII веках.

9.        Иоганн Себастьян Бах и его наследие в музыке XVIII-XXI веков.

10.   Историческая преемственность Мангеймской школы и Венского классицизма.

11.   Роль национального начала в музыке эпохи романтизма. Национальные композиторские школы.

12.   Модернизм в музыке первой половины XXвека: исторические предпосылки, художественные течения, ключевые фигуры.

13.   Новая венская школа: история, композиционные принципы, значение в музыке ХХ века.

14.   Репрессированное искусство: тоталитаризм первой половины ХХ века и его последствия в музыке России, Германии, Италии, Японии и других стран.

15.   История и значение Дармштадских курсов новой музыки.

16.   Феномен инструментального театра в музыке второй половины ХХ века.

17.   Джон Кейдж, его соратники и наследие в музыке композиторов XX-XXI веков.

18.   Обрядовый фольклор казахов в классификациях  отечественных  этномузыковедов второй половины ХХ столетия (Б. Ерзакович, А. Кунанбаева, А. Мухамбетова, С. Елеманова).

19.   Песенное народно-профессиональное искусство казахов конца ХIX – первой половины ХХ столетий: устойчивость и трансформация традиций.

20.   Концепты традиционной композиционной терминологии кюев Западного Казахстана и их параллели в инструментальной музыке Центральной Азии.

21.   Казахская музыкально-речитативная традиция: основные проблемы и методы изучения.

22.   Первые казахские оперы в контексте развития оперного искусства первой половины  ХХ века и  национальной музыкальной культуры.

23.   Пути воплощения особенностей казахских кюев в симфонической музыке композиторов Казахстана 1940-1990 гг.

24.   Основные этапы развития камерно-инструментальной музыки композиторов Казахстана.

25.   Основные этапы изучение казахских национальных  инструментов. Значение деятельности Б. Сарыбаева.

Вопросы по теории музыки:

1.       Основные этапы исторического развития полифонии.

2.       Полифония эпохи Возрождения.

3.       Полифония эпохи Барокко.

4.       Формообразование фуги И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

5.       Симфонизация фуги в творчестве Бетховена.

6.       Полифония западноевропейских романтиков.

7.       Полифония в музыке композиторов ХХ века (Шостакович, Хиндемит, Стравинский).

8.       Полифония в творчестве композиторов Казахстана.

9.       Ладовая система. Основные категории  и понятия.

10.   Фукциональные структуры централизованных ладовых систем.

11.   Диатоника и хроматика. Теоретические концепции.

12.   Модальная гармония  доклассической и современной музыке (основные принципы и черты).

13.   Политональность и полимодальность – типология и классификации.

14.   Романтическая гармония.

15.   Гармония в русской музыке XIX века.

16.   Хроматическая  тональность в музыке ХХ века (принципы структурно-функиональной организации).

17.   Симметричные лады в творчестве русских композиторов (Глинка, Лядов, Римский-Корсаков, Скрябин, Стравинский).

18.   Атональность и додекафония нововенской школы.

19.   Стиль музыкальный и стилевой анализ.

20.   Средства художественной выразительности в музыке.

21.   Типы изложения и функции частей в форме.

22.   Универсальные принципы развития музыкального материала.

23.   Песенные формы в инструментальной музыке.

24.   Форма рондо и рондальные формы: генезис, типология, историческая трансформация.

25.   Генезис и эволюция сонатной формы.

Вопросы по литературе:

1.       Ерзакович Б.Г. Песенная культура казахского народа. А.,1966.

2.       Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. А., 2001.

3.       Кунанбаева А. «Жанровые дубли» как универсалия традиционной культуры // Искусство устной традиции. Историческая морфология: Сб. статей, посвящённый 60-летию И.И.Земцовского. СПб., 2002. С.55-62.

4.       Халыкзаде Ф. Музыкальные аспекты изучения «Китаби-деде-Коркуд» // Қорқыт және ұлы дала сазы. А.,2011. С.14-22.

5.       Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. А.,1978.

6.       Утегалиева С. Звуковой мир музыки тюркских народов. М., 2013.

7.       Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Астана, 2003.

8.       Музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2-х томах. М.Л., 1987.

9.       Работы казахстанских музыковедов по проблемам традиционной инструментальной музыки.

10.   Очерки по истории казахской музыки. А.,1962.

11.   Творчество Арнольда Шёнберга в книгах С. Павлишин и Н. Власовой.

12.   Гармония в музыке ХХ века в книгах Л. Дьячковой, Н. Гуляницкой и Ю. Холопова.

13.   Музыкально-теоретические системы в трудах Ю. Холопова.

14.   Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века.

15.   Форма в музыке XX века в трудах Т. Кюрегян, Г. Григорьевой и В. Холоповой.

16.   Композиционные принципы П. Хиндемита в трудах Н. Бать и И. Тер-Оганезовой.

17.   История русской музыки и творческие портреты русско-советских композиторов в трудах В. Холоповой.

18.   Симакова Н. Контрапункт строгого стиля и фуга. М., 2007.

19.   Труды А. Соколова по музыкальной композиции XX века.

20.   Формообразование фуги в работах А. Чугаева, А. Должанского, К. Южак.

21.   История полифонии Ю. Евдокимовой.

22.   История инструментальных форм В. Протопопова.

23.   История зарубежной музыки. XX век. Ред. Н. Гаврилова.

24.   Музыкально-историческое наследие В. Дж. Конен.

25.   Концепция музыкального профессионализма в трудах Н. Шахназаровой.

 

Письменная работа

Целостный анализ произведения (партитуры, клавира).

Время написания – 5 академических часов.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.

-          45-50 баллов  (отлично)

Претендент должен показать широкую музыкальную эрудицию, теоретические знания, аналитическое мышление, продемонстрировать в письменной работе практические профессиональные навыки, отличный музыкальный слух. Способности к обобщению имеющегося материала

-          36-44 баллов (хорошо)

Знания претендента конкретны, логика изложения материала ясная и убедительная, письменная работа отражает достаточное владение профессией (соблюдение правил, творческая идея, точность воплощения замысла). Но при этом он слабо ориентируется в вопросах истории и теории музыки, недостаточно осведомлен о ключевых тенденциях музыкознания, не самостоятелен в формулировках, не умеет системно мыслить

-          25-35 баллов (удовлетворительно)

-       Слабое владение навыками анализа явлений, произведений, процессов; недостаточная логичность в изложении материала; недостаточность знаний по проблемам методологии, истории и теории музыкознания. Средние навыки в практических формах музыкально-теоретических дисциплин.

-         0-24 баллов (неудовлетворительно)

Отсутствие навыков анализа явлений, произведений, процессов; отсутствие логичности в изложении материала. Отсутствие навыков в практических формах музыкально-теоретических дисциплин.

 

2.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН – ЗАЩИТА РЕФЕРАТА

1.     Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности.

2.     Реферат выполняется на казахском или русском языках.

3.     Объем реферата – не менее 20-25 страниц.

4.     Сведения, которые необходимо отразить в реферате:

·        актуальность и новизна темы;

·        формулировка объекта, предмета, цели и задач работы;

·        методология исследования;

·        степень изученности темы исследования;

·        ожидаемый результат, практическая значимость исследования;

·        список использованных источников (не менее 30) с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц).

5.     Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны).

6.     Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объёма текста реферата.

7.     Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата.

8.     Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа.

 

Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Максимальная оценка за творческий экзамен по защите реферата составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.

-          45-50 баллов  (отлично)

Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы.

-          36-44 баллов (хорошо)

Претендент хорошо формулирует цель и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса.

-          25-35 баллов  (удовлетворительно)

Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы.

-          0-24 баллов (неудовлетворительно)

Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности.

 

По всем вопросам обращаться к секретарю предметной комиссии Бекеновой Айжан +7 707 119 0787.