info@conservatoire.kz

Традиционное музыкальное искусство

ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:

«8D02104 – ТРАДИЦИОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

Приём лиц в докторантуру осуществляется при обязательном наличии международного сертификата владения иностранным языком.

 

1.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Творческий экзамен по специальности включает исполнение концертной программы и устный ответ по билету.

 

Исполнение концертной программы

Исполнение сочинений разных стилей и эпох, в том числе произведения казахстанского композитора. Продолжительность – не менее 40 минут.

 

Устный ответ по билету

Билеты содержат по два вопроса: по истории и теории музыки; по специальности.

 

Вопросы по истории и теории музыки:

1.       Категория жанра в музыке.

2.       Общая характеристика полифонии строгого письма.

3.       Элементы музыкального языка. Мелодика. Гармония. Метр и ритм. Фактура.

4.       Классификация музыкальных форм: основные виды.

5.       Виды программности, жанры и формы программных произведений.

6.       Формы полифонии в музыке ХХ века.

7.       Фактура, ее виды и функции.

8.       Национальные композиторские школы.

9.       Эстетические принципы, законы драматургии, музыкальный язык венской классической школы.

10.   Русская музыкальная культура на рубеже XIX-XX вв.

11.   Панорама развития зарубежной музыкальной культуры XX-XXI вв. Основные художественные течения, направления.

12.   Эволюция концертного жанра в казахской музыкальной культуре.

13.   История развития песенного жанра казахского народа (ХІХ в.).

14.   Массовая музыкальная культура ХХ-XXI веков.

15.   Оперное творчество П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова.

16.   Музыкальное наследие Абая Кунанбаева, его музыкально-поэтическая реформа.

17.   Жанровая система казахского музыкального фольклора.

18.   Творческая деятельность А.Жубанова в развитии музыкальной культуры Казахстана.

19.   Обрядовый фольклор казахов.

20.   Национальные традиции в творчестве С.Мухамеджанова.

21.   Трактаты о музыке Аль-Фараби.

22.   Казахская опера в свете эволюции жанра.

23.   Казахская традиционная инструментальная музыка. Ключевые школы и традиции.

24.   Казахская симфоническая музыка в творчестве композиторов ХХ века.

25.   Камерно-инструментальное творчество в музыке казахстанских композиторов.

 

Вопросы по специализации:

1.       Выдающиеся исполнители ХХ века (в избранной специальности).

2.       Ключевые исследования и труды по избранной специальности.

3.       Родственные инструменты тюркоязычных стран (в избранной специальности).

4.       Методы обучения традиционной музыки (в избранной специальности).

5.       Казахский музыкальный фольклор: прошлое и настоящее (в избранной специальности).

6.       Композиторские техники ХХ века и исполнительское мастерство (в избранной специальности).

7.       Камерно-ансамблевые формы музицирования (в избранной специальности).

8.       Особенности работы над совершенствованием профессиональных навыков (в избранной специальности).

9.       Проблемы формирования и развития артикуляционно-штриховой культуры (в избранной специальности).

10.   Импровизационность в исполнительском искусстве (в избранной специальности).

11.   Особенности музыкально-педагогического процесса высшего образования (в избранной специальности).

12.   Особенности музыкально-педагогического процесса среднего профессионального образования (в избранной специальности).

13.   Особенности музыкально-педагогического процесса начального образования (в избранной специальности).

14.   Виды работы исполнителя над музыкальным произведением.

15.   Основные этапы работы над музыкальным произведением.

16.   Обзор основных исполнительских коллективов и культурных заведений страны.

17.   Интерпретация как феномен художественного мышления.

18.   Личностные аспекты в формировании интерпретации произведения.

19.   Интерпретация в истории исполнительского искусства (в избранной специальности).

20.   Выдающиеся исполнители Казахстана.

21.   Исполнительская школа Казахстана (в избранной специальности).

22.   Современное музыкознание Казахстана.

23.   Произведения композиторов Казахстана в исполнительском репертуаре (в избранной специальности).

24.   Классификация музыкальных инструментов. Особенности конструкции и звукоизвлечения инструмента по избранной специальности.

25.   Профессиональные компетенции исполнителя в системе высшего образования.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.

45-50 баллов - оценка «отлично»:

Претендент должен показать яркие музыкальные данные, исполнительские способности, чувство стиля, культуру исполнительского интонирования. В устном экзамене претендент должен показать широкую музыкальную эрудицию, теоретические знания, аналитическое мышление.

36-44 баллов - оценка «хорошо»:

Исполнение претендента осмысленно, точно прочитан авторский текст, стилистически выдержан. Но при этом он не демонстрирует технической свободы, исполнение не отличается разнообразием и качеством. При устном экзамене знания претендента конкретны, логика изложения материала ясная и убедительная. Но при этом он слабо ориентируется в вопросах истории и теории музыки, недостаточно осведомлен о ключевых тенденциях музыкознания, не самостоятелен в формулировках, не умеет системно мыслить.

25-35 баллов - оценка «удовлетворительно»:

Слабое понимание стилистики и содержания исполняемых сочинений, недостаточное владение выразительными средствами музыкального интонирования (интонация, слух, фразировка, ритм). При устном экзамене проявляется слабое владение навыками анализа явлений, произведений, процессов; недостаточная логичность в изложении материала; недостаточность знаний по проблемам методологии, истории и теории музыкознания.

0-24 баллов - оценка «неудовлетворительно»:

Отсутствие выдержки, инициативы, ритмической воли, слабое владение техническими и художественными средствами интонирования, несоответствие программы необходимому уровню для поступления. При устном экзамене проявляется отсутствие навыков анализа явлений, произведений, процессов; отсутствие логичности в изложении материала.

 

II.               ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН – ЗАЩИТА РЕФЕРАТА

1.     Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности.

2.     Реферат выполняется на казахском или русском языках.

3.     Объем реферата – не менее 20-25 страниц.

4.     Сведения, которые необходимо отразить в реферате:

·        актуальность и новизна темы;

·        формулировка объекта, предмета, цели и задач работы;

·        методология исследования;

·        степень изученности темы исследования;

·        ожидаемый результат, практическая значимость исследования;

·        список использованных источников (не менее 30) с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц).

5.     Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны).

6.     Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объёма текста реферата.

7.     Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата.

8.     Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа.

 

Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Максимальная оценка за творческий экзамен по защите реферата составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.

45-50 баллов - оценка «отлично»:

Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы.

36-44 баллов - оценка «хорошо»:

Претендент хорошо формулирует цель и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса.

25-35 баллов - оценка «удовлетворительно»:

Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы.

0-24 баллов - оценка «неудовлетворительно»:

Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА:

 

1.     Программа вступительного экзамена предоставляется до конца приема документов, со ссылкой на YOUTUBE канал техническому секретарю вступительного экзамена, который в свою очередь оправит членам комиссии для предварительного ознакомления;

2.     График и порядок исполнения вступительного экзамена технический секретарь заранее отправит претендентам;

3.     Подсчет баллов будет проведен после всех прослушиваний. Общий балл отправляется ответственному секретарю вступительных экзаменов консерватории.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПО ЗАПИСИ ВИДЕО:

 

1.     Видеосъемка должна производиться без остановок, с начала и до конца исполнения произведения. Допускаются паузы в записи между произведениями. Не допускается использование видеомонтажа соединения несколько отрывков в исполнении одного произведения. Во время исполнения программы, на видео, должны быть отчётливо видны руки, инструмент и лицо исполнителя.

2.     Допускается любительский формат при соблюдении всех остальных требований вступительного экзамена. В случае несоответствия видеозаписи техническим требованиям, присланное видео рассматриваться не будет.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОТПРАВКЕ ВИДЕО

 

1.     Претендент должен отправить ссылку на видео на почту aizhan-almaty@mail.ru с открытым доступом на видео до конца процесса вступительных экзаменов;

2.     В письме со ссылкой на видео, абитуриент должен указать: ФИО, исполняемую программу, кафедру куда поступает, копию удостоверения личности, контактные данные (в случае проблем со ссылкой или видео);

3.     В описании к видео указать ФИО и исполняемую программу.

 

По всем вопросам обращаться к секретарю предметной комиссии Бекеновой Айжан +7 707 119 0787.