info@conservatoire.kz

Фортепиано

7М02102 – ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «ФОРТЕПИАНО» 

 

І. КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 

1) Тест по иностранному языку (по выбору английский, немецкий, французский) 

2) Тест на определение готовности к обучению по выбору на казахском или русском языке. 

 

ІІ. ТВОРЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ 

 

1 ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

  

1.Исполнение программы: 

·     Полифоническое сочинение (XVI-XXвв.) 

·     Произведение сонатной формы 

·     Развернутое произведение виртуозного характера 

  

2. Коллоквиум (вопросы по истории фортепианного искусства) 

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень претендентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 

 

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 9. 

-          27-35 баллов (отлично) 

Претендент должен показать яркие музыкальные данные, исполнительские способности, чувство стиля, культуру исполнительского интонирования. 

-          17-26 баллов (хорошо) 

Исполнение претендента осмысленно, точно прочитан авторский текст, стилистически выдержан. Но при этом он не демонстрирует технической свободы, исполнение не отличается разнообразием и качеством. 

-          9-16 баллов (удовлетворительно) 

Слабое понимание стилистики и содержания исполняемых сочинений, недостаточное владение выразительными средствами музыкального интонирования (интонация, слух, фразировка, ритм). 

-         0-8 баллов (неудовлетворительно) 

Отсутствие выдержки, инициативы, ритмической воли, слабое владение техническими и художественными средствами интонирования, несоответствие программы необходимому уровню для поступления. 

 

«КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ» 

 

1.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН  ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

Исполнение программы: 

Концертная программа по специальности «Камерный ансамбль» должна включать в себя три произведения камерно-инструментального репертуара различных стилей (классика, романтика, импрессионизм, музыка XX-XXI веков). 

Продолжительность выступления 30-40 минут. 

 

2. КОЛЛОКВИУМ   

Коллоквиум по специальности «Камерный ансамбль» определяет общекультурный уровень и эрудицию исполнителя, а также знания, связанные с историей камерно-инструментальной музыки, репертуара и специфики ансамблевой игры.  

Примерные вопросы к коллоквиуму: 

1. Отличие ансамблевого исполнительства от сольного. 

2. Назовите авторов редакций скрипичных сонат Л. Бетховена. 

3. Назовите камерно-инструментальные сочинения композиторов Казахстана. 

4. Назовите ансамблевые составы фортепианных трио Й. Брамса. 

5. Отражение роли великих исторических личностей в искусстве (музыка, живопись, кино, литература). 

6. Перечислите композиторов XX в., авторов музыки для струнного квартета. 

7. Кому посвящена «Крейцерова соната» Л. Бетховена и кто был первым исполнителем, и у какого русского писателя есть произведение под таким названием? 

8. В каком жанре не работал И. Бах? 

9. Назовите известных дирижеров современности? 

10.                    Назовите опусы и тональности скрипичных сонат Й. Брамса. 

11.                    Кому посвящено фортепианное трио ор.67 Д. Шостаковича? Какому инструменту поручено вступление? 

12.                    Что вам известно о фортепианном квартете О. Мессиана «На конец времени»? Какой духовой инструмент использовал в фортепианном квартете О. Мессиан? 

13.                    Какой период в развитии русской литературы назван «Серебряным веком»? Назовите представителей. 

14.                    Последнее камерное произведение Д. Шостаковича? 

15.                    Что такое «темперация»? 

16.                    Назовите камерные сонаты П. Хиндемита. Для каких инструментов они были написаны? 

17.                    Кому посвятил свои фортепианные трио С. Рахманинов? 

18.                    Использование вариационного цикла в камерных сочинениях. Назовите пример. 

19.                    Какие были варианты рассадки в струнном квартете? 

20.                    Для какого инструмента предназначалась 2-я соната ре мажор С. Прокофьева? 

21.                    Сколько квартетов написал Д. Шостакович? 

22.                    Что вам известно об истории кафедры камерного ансамбля и струнного квартета КНК им. Курмангазы? 

23.                    Назовите камерные произведения Ф. Шопена. 

24.                    Камерный ансамбль как самостоятельная исполнительская дисциплина. В чем заключается специфика? 

25.                    Сколько сонат для скрипки и фортепиано у Гайдна, Моцарта и Бетховена? 

26.                    Штрихи у струнных инструментов. 

27.                    Импрессионизм в живописи и музыкальном искусстве ХIХ века. 

28.                    Назовите состав «Французской шестёрки». Что их объединяло? 

29.                    Какие казахстанские композиторы обращались к квартетному жанру? 

30.                    Сколько фортепианных трио написал Л. Бетховен? 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 9. 

Критерии оценки выступления определяются убедительностью интерпретации, яркостью образного мышления, пониманием стиля, содержания и формы исполняемого произведения, владением ансамблевого мастерства и артистической свободой. 

·     27-35 баллов (отлично) 

Участники ансамбля владеют высоким исполнительским мастерством. Программа исполняется уверенно, технически безупречно, продумана исполнительская концепция. Инструментальная партия каждого исполнителя представляет органичную часть 

совместного ансамбля. Программа достаточно сложна, в ней присутствуют разнообразные ансамблевые задачи. Присутствует свобода сценического исполнения, артистизм и стабильность исполнения. 

·     17-26 баллов (хорошо) 

Уверенное исполнение программы, грамотное прочтение авторского текста. Исполнители владеют основными принципами ансамблевой игры, осмыслены художественные задачи произведения. Но исполнителям не хватает ансамблевой чуткости, слаженности и гибкости в отдельных эпизодах. Исполнители не всегда владеют вниманием слушателей, исполнению не хватает яркости, эмоциональности, виртуозной свободы. Нет глубокого личностного понимания и осмысления музыки. 

·     9-16 баллов (удовлетворительно) 

Неуверенное знание партий, участники коллектива испытывают трудности в восприятии партии партнера. Участники ансамбля осмыслили только самые основные художественные задачи произведения, более сложные художественные задачи остались незатронутыми. Исполнителями допускаются ошибки и редкие остановки. Имеют место интонационные и ритмические погрешности. Ансамбль не владеет вниманием слушателей, все внимание направлено на воспроизведение собственной партии. Отсутствие собственного осмысления музыки. 

·     0-8 баллов (неудовлетворительно) 

Ансамблевая партия плохо выучена, участники ансамбля не знают партий партнеров. Во время исполнения программы допускаются ошибки и остановки. Основные художественные и технические задачи произведения не осмыслены и не выполнены. Некорректное отношение к авторскому тексту. Исполнители не выполнили задачи самостоятельного осмысления музыки. 

 

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС 

 

1.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН  ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

Исполнение программы: 

Концертная программа по специальности «Концертмейстерский класс» должна включать в себя пять произведений вокального и инструментального репертуара различных стилей (классика, романтика, импрессионизм, музыка XX-XXI веков). 

Продолжительность выступления 30-40 минут. 

  

2. КОЛЛОКВИУМ 

Коллоквиум по специальностям «Концертмейстерский класс» определяет общекультурный уровень и эрудицию исполнителя, а также знания, связанные с историей камерно-инструментальной и вокальной музыки, репертуара и специфики ансамблевой игры. 

1. Отличие концертмейстера от аккомпаниатора. 

2. Работа концертмейстера в оперном театре. 

3. Специфика работы концертмейстера в классе вокала. 

4. Специфика работы концертмейстера в классах струнных инструментов. 

5. Специфика работы концертмейстера в классах духовых инструментов. 

6. Специфика работы концертмейстера в классах народных инструментов. 

7. Специфика работы концертмейстера в классе хорового дирижирования. 

8. Специфика работы концертмейстера в классе симфонического дирижирования. 

9. Специфика работы концертмейстера в классе хореографии. 

10.                    Классификация и характеристика певческих голосов. 

11.                    Диапазон. 

12.                    Тесситура. 

13.                    Различие между оперными и камерными певческими голосами. 

14.                    Орфоэпия. 

15.                    Эквиритмический перевод. 

16.                    Травести. 

17.                    Транспонирующие музыкальные инструменты. 

18.                    Вокальная терминология. 

19.                    Музыкальные термины, обозначающие ускорение в темпе произведения. 

20.                    Музыкальные термины, обозначающие замедление в темпе произведения. 

21.                    Музыкальные термины, обозначающие агогические отклонения в произведении. 

22.                    Интерпретация. 

23.                    Трактовка. 

24.                    Метроном. 

25.                    Выдающиеся концертмейстеры. 

26.                    Известные мастера вокального искусства. 

27.                    Виды речитативов в операх. 

28.                    Значение увертюр и оркестровых номеров в опере. 

29.                    Сложности в исполнении фортепианной партии в клавирах опер и инструментальных концертах. 

30.                    Значение фортепианных прелюдий, интерлюдий, постлюдий в романсах. 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 9. 

Критерии оценки выступления определяются убедительностью интерпретации, яркостью образного мышления, пониманием стиля, содержания и формы исполняемого произведения, владением ансамблевого мастерства и артистической свободой. 

27-35 (Отлично) 

Творческая индивидуальность - убедительность исполнения, яркость образного мышления, сценическая свобода, артистический темперамент, ансамблевые чуткость и мастерство. 

Зрелость музыкального мышления - понимание стилистики, содержания и формы исполняемого произведения. Техническая свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения. Организация процесса исполнения во времени. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций. 

17-26 (Хорошо) 

Грамотное прочтение авторского текста, достаточно уверенное исполнение. Поступающий демонстрирует понимание концертмейстерских задач, но не хватает ансамблевой чуткости и разнообразия звуковой палитры. Присутствует понимание стиля исполняемых произведений, владение штриховой культурой, выразительным звуком, но не хватает технической, исполнительской, эмоциональной свободы. 

  

9-16 (Удовлетворительно) 

Программа исполняется неуверенно, скованно технически и эмоционально. Недостаточное понимание и раскрытие художественного содержания произведения, маловыразительно в звуковом и штриховом отношении. Приблизительное представление о стилистике, форме и драматургии исполняемых произведений. Трудности при выполнении концертмейстерских задач, ошибки и редкие остановки. 

0-8 (Неудовлетворительно) 

Плохо выученный текст, ошибки и остановки. Непонимание художественного содержания произведений, невыразительное исполнение; приблизительное исполнение авторских указаний. Отсутствие понимания концертмейстерских задач. 

 

ІII.ЗАЩИТА РЕФЕРАТА 

 

Требования, предъявляемые к реферату: 

1.     Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности. 

2.     Реферат выполняется на казахском или русском языках. 

3.     Объем реферата – не менее 15 страниц. 

4.     Сведения, которые необходимо отразить в реферате: 

·        актуальность и новизна темы; 

·        формулировка объекта, предмета, цели и задач работы; 

·        анализ последних публикаций и исследований, нерешенная часть проблемы; 

·        ожидаемый результат, практическая значимость исследования; 

·        список использованных источников с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц). 

5.     Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны). 

6.     Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объема текста реферата. 

7.     Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата. 

8.     Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа. 

  

      Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, музыкальному фольклору или методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования. 

  

  

  

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 

Максимальная оценка за творческий экзамен по защите реферата составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 9. 

-          27-35 баллов (отлично) 

Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы. 

-          17-26 баллов (хорошо) 

Претендент хорошо формулирует цель и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса. 

-          9-16 баллов (удовлетворительно) 

Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы. 

-          0-8 баллов (неудовлетворительно) 

Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности… 

  

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАПИСИ ВИДЕО 

– Видеосъемка должна производиться без остановок с начала и до конца исполнения произведения. Допускаются паузы в записи между произведениями. Не допускается использование видеомонтажа, соединения нескольких отрывков в исполнении одного произведения. Во время исполнения программы должны быть отчётливо видны руки, инструмент и лицо исполнителя.  

Допускается любительский формат, при соблюдении всех вышеуказанных требований. В случае несоответствия видеозаписи техническим требованиям, присланное видео рассматриваться не будет. 

  

ТРЕБОВАНИЯ К ОТПРАВКЕ ВИДЕО 

 

1. Претенденту нужно сделать видеозапись программы, загрузить ее на YouTube канал и скинуть ссылку с открытым доступом на видео секретарю вступительных экзаменов korlan-07@mail.ru, +77077130434 WhatsApp, не позднее 15.07.20г.  

2. В письме со ссылкой на видео абитуриент должен указать: ФИО, исполняемую программу, кафедру куда поступает, копию удостоверения личности, контактные данные (в случае проблем со ссылкой или видео); 

3. В описании к видео указать ФИО и исполняемую программу.  

 

 

По всем вопросам, касательно вступительного экзамена по специализации «Струнные инструменты», обращаться к Халиловой Корлан Маратовне  

+7 707 713 0434