info@conservatoire.kz

Духовые и ударные инструменты

ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ  

Образовательная программа:  «7М02102 – Инструментальное исполнительство» 

Специализация: «духовые и ударные инструменты» 

  

І. КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

1) Тест по иностранному языку (по выбору английский, немецкий, французский). 

2) Тест на определение готовности к обучению по выбору на казахском или русском языке. 

  

ІI. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

  

1.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

Творческий экзамен по специальности включает исполнение сольной программы и коллоквиум. 

1.Исполнение программы: 

·     Произведение крупной формы (инструментальный концерт).  Выбор сочинения зависит от инструмента и может принадлежать любой эпохе и стилистическому направлению 

·     Виртуозная пьеса, свободная по времени (возможен также выбор сочинения современного автора, включающего в себя использование новейших приемов игры на инструменте)  

·     Произведение кантиленного характера 

·     Произведение казахстанского автора, любой эпохи.  

Сольная программа состоит из произведений различных стилей и жанров. Продолжительность выступления не менее 40 минут.  

  

  

2) Коллоквиум. Примерные вопросы коллоквиума: 

Коллоквиум проводится с целью выявления полученных знаний, кругозора, исполнительского и культурного уровня. 

Примерные вопросы к коллоквиуму: 

1.      Из каких приемов складываются штрихи музыканта-духовика? 

1.                Атака звука, 

2.                Легато и стаккато, 

3.                Атака звука, ведение звука, окончание звука и приёмы соединения звуков, 

4.                Дыхание и ведение звука. 

2. Виды атаки: 

1.                Простая, мягкая, и вспомогательная, 

2.                Твёрдая и мягкая, 

3.                Без участия языка и твердая, 

4.                Мягкая и без участия языка. 

3. Виды слогов произносимых при простой атаке: 

1.                Ду, до , да,  де, ди 

2.                Ту, то, та, те, ти 

3.                Лу, ло,  ла,  ле, ли 

4.                Туа, тоу, таи, теи 

4. Деташе 

1.                Прием 

2.                Штрих, исполняемый простой атакой, 

3.                Штрих, исполняемый акцентированной атакой, 

4.                Штрих, исполняемый легато. 

5. Маркато 

1.                Исполнение отделенных друг от друга акцентированных звуков 

2.                Штрих, исполняемый простой атакой без акцента, 

3.                Штрих, исполняемый вспомогательной атакой, 

4.                Штрих, исполняемый без атаки 

6. Мартеле: 

1.                Прием игры, 

2.                Штрих, исполняемый легато, 

3.                Штрих, исполняемый отделенными друг от друга акцентированными и в то же время выдержанными на одной динамике звуков, 

4.                Штрих, исполняемый мягкой атакой. 

7. Стаккато: 

1.                Акцентированное короткое исполнение звуков 

2.                Штрих, исполняемый мягкой, но короткой атакой, 

3.                Штрих, исполняемый простой атакой связывая звуки, 

4.                Штрих, исполняемый слогами ду, да, до, 

8. Стакатиссимо: 

1.                Разновидность штриха деташе 

2.                Разновидность штриха стаккато с предельно острым и сухим звучанием, 

3.                Самостоятельный штрих, 

4.                Разновидность штриха маркато, 

9. Нон легато: 

1.                Штрих, исполняемый мягкой атакой 

2.                Разновидность стаккатного штриха, 

3.                Разновидность штриха деташе 

4.                Штрих, исполняемый очень связано. 

10.                    Портато: 

1.                Единственный штрих, исполняемый мягкой, атакой, 

2.                Разновидность штриха нон легато 

3.                Штрих, исполняемый простой атакой, 

4.                Штрих, исполняемый легато. 

11.                    Легато: 

1.                Штрих, исполняемый очень мягкой атакой. 

2.                Штрих, исполняемый без атаки 

3.                Разновидность штриха портато 

4.                Разновидность штриха деташе 

12.                    Вибрато: 

1.                Штрих 

2.                Прием 

3.                Окраска звука 

4.                Термин 

13.                    Наиболее правильный вид исполнительского дыхания: 

1.                Грудной 

2.                Грудно-брюшной или смешанный 

3.                Брюшной или диафрагмальный 

4.                Аэробный 

14.                    Амбушюр исполнителя: 

1.                Группа мышц, окружающих отверстие рта 

2.                Круговая мышца 

3.                Мундштук 

4.                Совокупие мышц губ, лица, рта, языка, принимающих участие в образовании звука. 

15.                    Тембр звука: 

1.                Тембр инструмента зависит от обертонового состава звуков инструмента и мундштука. 

2.                Зависит от инструмента 

3.                Зависит от мундштука 

4.                Зависит от дыхания 

16.                    Количество видов вибрато: 

1.                Два вида: диафрагмальное и горловое, 

2.                Один вид: диафрагмальный, 

3.                Пять видов: диафрагмальный, губной, головной, горловой и челюстной. 

4.                Три вида: диафрагмальный, губной и челюстной. 

17.                    Динамика: 

1.                Мелодическое, ритмическое и ладогармоническое развитие произведения, а также громкостные параметры.  

2.                Громкостные параметры произведения, 

3.                Мелодическое развитие произведения.  

4.                Ритмическое развитие произведения. 

18.                     Метроритм 

1.                Соотношение различных музыкальных длительностей 

2.                Ритм является основой мотивов, фраз, предложений, периодов и более крупных разделов музыкальной формы.  

3.                Чувство ритма 

4.                Различные ритмические фигурации 

19.                    Фразировка 

1.                Осмысленная передача мелодической мысли  

2.                Культура звуковедения. 

3.                Лига, выставленная над нотами. 

4.                Музыкальная фраза. 

20.                    Техника вдоха 

1.                По окончанию воздуха в легких - сделать вдох,  

2.                Вдохнуть воздух после длинной ноты, 

3.                Техника дыхания имеет две стадии: окончание звука пред вдохом и начало звука после вдоха, 

4.                Сделать вдох в удобном месте. 

21.                     Мелизмы: 

1.                Украшения мелодии, создающие звуковые узоры вокруг отдельных звуков, 

2.                Группетто, 

3.                Нахшлаг 

4.                Форшлаг 

22.                     Зона тихого звучания инструмента: 

1.                От р до mf 

2.                От pp до mp 

3.                От ppp до pp 

4.                От pppp до p 

23.                    Зона среднего звучания инструмента: 

1.                От до mf 

2.                От до mp 

3.                От pp до mf 

4.                От mp до f 

24.                     Динамическая зона громкого звучания инструмента:  

1.                От mf до f 

2.                От mp до ff 

3.                От до fff 

4.                От mf до fff 

25.                    Наиболее часто используемый штрих при игре на духовых инструментах: 

1.                Маркато, 

2.                Деташе, 

3.                Нон легато, 

4.                Стаккато. 

26.                    Этюды: 

1.                Упражнения, 

2.                Произведение,  

3.                Два типа этюдов: этюд – упражнение и этюд – музыкальная миниатюра, 

4.                Жанр музыки. 

27.                     Настройка инструмента: 

1.                Настраиваться нужно в нюансе р, 

2.                Нужно приспособиться губами к заданному звуку,  

3.                Заданный звук сыграть в нюансе mf и повысить или понизить звук настраиваемой частью инструмента,  

4.                Настраиваться нужно в нюансе ff 

28.                    Обертоны:  

1.                Самостоятельные звуки, 

2.                Призвуки, сопровождающие основной звук и определяющие его тембр,  

3.                Украшения мелодии,  

4.                Форшлаги и нахшлаги. 

29.                     Мелодия 

1.                Музыкальная мысль, изложенная одноголосно, 

2.                Сочетание отрезков гаммы,  

3.                Элемент аккорда,  

4.                Отдельные интервалы 

30.                     Кода 

1.                Начало произведения,  

2.                Средняя часть произведения,  

3.                Разработка произведения,  

4.                Заключительная часть музыкального произведения.  

  

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:  

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 9. 

-         27-35 баллов (отлично) 

Претендент должен показать яркие музыкальные данные, исполнительские способности, чувство стиля, культуру исполнительского интонирования. 

-         17-26 баллов (хорошо) 

Исполнение претендента осмысленно, точно прочитан авторский текст, стилистически выдержан. Но при этом он не демонстрирует технической свободы, исполнение не отличается разнообразием и качеством. 

-         9-16 баллов (удовлетворительно) 

Слабое понимание стилистики и содержания исполняемых сочинений, недостаточное владение выразительными средствами музыкального интонирования (интонация, слух, фразировка, ритм). 

-         0-8 баллов (неудовлетворительно) 

Отсутствие выдержки, инициативы, ритмической воли, слабое владение техническими и художественными средствами интонирования, несоответствие программы необходимому уровню для поступления. 

  

2. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН – ЗАЩИТА РЕФЕРАТА 

Требования, предъявляемые к реферату: 

1.     Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности. 

2.     Реферат выполняется на казахском или русском языках. 

3.     Объем реферата – не менее 15 страниц. 

4.     Сведения, которые необходимо отразить в реферате: 

·     актуальность и новизна темы; 

·     формулировка объекта, предмета, цели и задач работы; 

·     анализ последних публикаций и исследований, нерешенная часть проблемы; 

·     ожидаемый результат, практическая значимость исследования; 

·     список использованных источников с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц). 

5.     Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны). 

6.     Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объема текста реферата. 

7.     Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата. 

8.     Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа. 

         Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, музыкальному фольклору или методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования. 

  

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 

Максимальная оценка за творческий экзамен по защите реферата составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 9. 

-         27-35 баллов (отлично) 

Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы. 

-         17-26 баллов (хорошо) 

Претендент хорошо формулирует цель и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса. 

-         9-16 баллов (удовлетворительно) 

Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы. 

-         0-8 баллов (неудовлетворительно) 

Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности. 

  

  

  

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА: 

  

1. программа вступительного экзамена предоставляется до конца приема документов, со ссылкой на YOUTUBE канал техническому секретарю вступительного экзамена, который в свою очередь оправит членам комиссии для предварительного ознакомления; 

2. Обсуждение баллов будет проведена после всех прослушиваний, после высчитанные баллы отправляется ответственному секретарю вступительных экзаменов консерватории.  

  

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПО ЗАПИСИ ВИДЕО 

 Видеосъемка должна производиться без остановок, с начала и до конца исполнения произведения. Допускаются паузы в записи между произведениями. Не допускается использование видеомонтажа, соединения несколько отрывков в исполнении одного произведения. Во время исполнения программы должны быть отчётливо видны руки, инструмент и лицо исполнителя.  

Допускается любительский формат при соблюдении всех вышеуказанных требований вступительного экзамена. В случае несоответствия видеозаписи техническим требованиям, присланное видео рассматриваться не будет. 

  

ТРЕБОВАНИЯ К ОТПРАВКЕ ВИДЕО 

  

1. Претенденту нужно сделать видеозапись программы, загрузить ее на YouTube канал и скинуть ссылку с открытым доступом на видео секретарю вступительных экзаменов korlan-07@mail.ru, +77077130434 WhatsApp, не позднее 15.07.20г.  

2. В письме со ссылкой на видео абитуриент должен указать: ФИО, исполняемую программу, кафедру куда поступает, копию удостоверения личности, контактные данные (в случае проблем со ссылкой или видео); 

3. В описании к видео указать ФИО и исполняемую программу.  

  

По всем вопросам, касательно вступительного экзамена по специализации «Духовые и ударные инструменты» обращаться – к Халиловой Корлан Маратовне +7 707 713 0434