info@conservatoire.kz

Музыковедение

ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ


Образовательная программа: «7M02101 – Музыковедение»

(научно-педагогическая, профильная магистратура)

 

І. КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

 

1) Тест по иностранному языку (по выбору английский, немецкий, французский)

2) Тест на определение готовности к обучению по выбору на казахском или русском языке.

 

ІІ. ТВОРЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ

 

1.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Творческий экзамен по специальности включает ответ по билету и письменную работу.

 

Ответ по билету

Каждый билет содержит три вопроса: по теории музыки, истории зарубежной музыки и истории казахской музыки.


Вопросы по теории музыки:

  1. Общая характеристика полифонии строгого письма.

  2. Атональность нововенской школы.

  3.  Категория жанра в музыке.

  4. Хроматическая  тональность в музыке ХХ века (принципы структурно-функциональной организации).

  5. Модальная гармония (в доклассической и современной музыке).

  6. Современная теория сложного контрапункта.

  7. Взаимодействие гомофонии и полифонии в музыке европейского классицизма.

  8. Монодийные музыкальные системы (типология, основные принципы и конструктивные черты).

  9. Элементы музыкального языка. Мелодика. Гармония. Метр и ритм. Фактура.

  10. Классификация музыкальных форм: основные виды.

  11. Виды программности, жанры и формы программных произведений.

  12. Большая полифоническая форма в композициях XVIII-XX вв.; ее структурные разновидности и функции.

  13. Полифонический цикл: типология, композиционные, художественные и стилевые черты формы. Историческая эволюция циклов «Прелюдий и фуг» от эпохи раннего барокко до современности.  

  14. Формы полифонии в музыке ХХ века.

  15. Основные категории и типы ладовой системы.

  16. Аккорд: этапы эволюции.

  17. Тональности и проблемы тонального родства.

  18. Натуральные и альтерационные лады.

  19. Фонизм и фонические функции.

  20. Фактура, ее виды и функции.


Вопросы по истории зарубежной музыки

  1. Национальные композиторские школы эпохи романтизма.

  2. Эстетические принципы, законы драматургии, музыкальный язык венской классической школы.

  3. Музыкально-критическая деятельность Гофмана, Шумана, Листа, Швейцера.

  4. Песенный симфонизм Г. Малера.

  5. Русская музыкальная культура на рубеже XIX-XX вв.

  6. Эстетические принципы «Могучей кучки» как отражение идеологии общественного движения 60-70 гг. XIX века.

  7. Панорама развития зарубежной музыкальной культуры XX-XXI вв. Основные художественные течения, направления.

  8. Балет в творчестве зарубежных композиторов XX века.

  9. Фуга Баха в контексте культуры барокко.

  10. Oперы и балеты Р. Щедрина.

  11. Оперные реформы Глюка и Моцарта.

  12. Оперная реформа Р. Вагнера: основные принципы, ключевые произведения.

  13. Итальянская оперная школа: основные стили, жанры, школы.

  14. Эволюция симфонического жанра в западноевропейской музыкальной культуре.

  15. История развития кантатно-ораториального жанра.

  16. Камерно-инструментальное трио в западноевропейской и русской музыке.

  17. Значение джаза в формировании характерных признаков американской академической музыки.

  18. Эстетические принципы «Les Six» («Французской шестерки») и их отражение в творчестве.

  19. Массовая музыкальная культура ХХ-XXI вв.

  20. Оперное творчество П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.


Вопросы по истории казахской музыки

  1.  Музыкальное наследие Абая Кунанбаева, его музыкально-поэтическая реформа.

  2. Особенности индивидуального стиля Курмангазы.

  3. Жанровая система казахского музыкального фольклора.

  4. Творческая деятельность А. Жубанова в развитии музыкальной культуры Казахстана.

  5. Обрядовый фольклор казахов.

  6. Национальные традиции в творчестве М. Тулебаева.

  7. Уникальность и особенности творчества Даулеткерея.

  8. Эпическая традиция казахов.

  9. Творчество Таттимбета и ключевые особенности традиции шертпе.

  10. Трактаты о музыке Аль-Фараби.

  11. Казахское традиционное исполнительство (инструментальное, песенное и эпическое) в  XIX-XX вв.

  12. Казахская народно-профессиональная песня (генезис, эстетика, семантика).

  13. Казахская опера в свете эволюции жанра.

  14. Кобызовая музыка в контексте казахской традиционной музыки.

  15. Проблемы изучения народных музыкальных инструментов.

  16. Эстетика народно-профессионального искусства и творчество Биржан-сала Кожамкулова.

  17. Казахская традиционная инструментальная музыка. Ключевые школы и традиции.

  18. Казахская симфоническая музыка в творчестве композиторов ХХ века.

  19. Каратауская школа в системе традиционной казахской музыки.

  20. Камерно-инструментальное творчество казахстанских композиторов


Письменная работа (по выбору поступающего):

-       задача по гармонии;

-       простая трехголосная фуга;

-       нотная расшифровка аудиозаписи кюя или песни.

Время написания – 4 академических часа.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 17.

-          27-35 баллов (отлично)

Претендент должен показать широкую музыкальную эрудицию, теоретические знания, аналитическое мышление, продемонстрировать в письменной работе практические профессиональные навыки, отличный музыкальный слух.

-          17-26 баллов (хорошо)

Знания претендента конкретны, логика изложения материала ясная и убедительная, письменная работа отражает достаточное владение профессией (соблюдение правил, творческая идея, точность воплощения замысла). Но при этом он слабо ориентируется в вопросах истории и теории музыки, недостаточно осведомлен о ключевых тенденциях музыкознания, не самостоятелен в формулировках, не умеет системно мыслить.

-          7-16 баллов (удовлетворительно)

Слабое владение навыками анализа явлений, произведений, процессов; недостаточная логичность в изложении материала; недостаточность знаний по проблемам методологии, истории и теории музыкознания. Средние навыки в практических формах музыкально-теоретических дисциплин.

-         0-6 баллов (неудовлетворительно)

Отсутствие навыков анализа явлений, произведений, процессов; отсутствие логичности в изложении материала. Отсутствие навыков в практических формах музыкально-теоретических дисциплин.

        

2.     ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН – ЗАЩИТА РЕФЕРАТА


Требования, предъявляемые к реферату:

1.     Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности.

2.     Реферат выполняется на казахском или русском языках.

3.     Объем реферата – не менее 15 страниц.

4.     Сведения, которые необходимо отразить в реферате:

·        актуальность и новизна темы;

·        формулировка объекта, предмета, цели и задач работы;

·        анализ последних публикаций и исследований, нерешенная часть проблемы;

·        ожидаемый результат, практическая значимость исследования;

·        список использованных источников с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц).

5.     Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны).

6.     Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объема текста реферата.

7.     Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата.

8.     Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа.

 

Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, музыкальному фольклору или методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Максимальная оценка за творческий экзамен по защите реферата составляет 35 баллов. Минимальный проходной балл – 17.

-          27-35 баллов (отлично)

Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы.

-          17-26 баллов (хорошо)

Претендент хорошо формулирует цель и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса.

-          7-16 баллов (удовлетворительно)

Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы.

-          0-6 баллов (неудовлетворительно)

Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности.